Монтессори: учиться открывая

Дата: 06.09.2014

Монтессори: учиться открывая Среди известных и не очень методов раннего развития детей система Монтессори занимает особое место. Она основана на безграничном доверии и уважении к ребенку, имеет почти столетнюю историю и по праву признана одной из самых эффективных.
Система названа так по имени ее создательницы – итальянского врача Марии Монтессори. Она работала в клинике для детей с ограниченными возможностями. Обстановка в заведении никак не способствовала их развитию. И Мария задалась вопросом: может быть, можно создать специальную среду, благоприятную для развития любого ребенка – как больного, так и здорового? Такая среда должна быть похожа на «взрослый» мир, но насыщена специальными предметами, с помощью которых малыш будет получать новые знания и навыки. Это и стало основой системы Монтессори. Вскоре обнаружилось, что ее маленькие пациенты перегнали в своем развитии своих здоровых сверстников, и раньше научились чтению, письму и счету! С 1909 г метод Монтессори стал активно распространяться, а в 1929 году Мария вместе со своим сыном создают Международную Ассоциацию Монтессори (AMI), которая существует и сегодня.
Итак, каковы же основные принципы педагогики Монтессори?
Пожалуй, самый важный – это убежденность в том, что каждый ребенок уникален и неповторим и поэтому нуждается в своей особенной программе обучения. Как этого добиться? Нужно просто дать ему право самому выбирать, чем и как заняться! Задача педагога – обеспечить развивающую среду с соответствующими возрасту учебными материалами. Благодаря этому Монтессори-дети, как правило, вырастают наблюдательными и самостоятельными и обладают широким кругозором.
Мария Монтессори считала, что у ребенка от 0 до 6 лет есть периоды, когда он наиболее легко и полноценно учится определенным вещам. Например, речь развивается от 0 до 6 лет, от 0 до 5,5 лет – сенсорные навыки. Приблизительно с 2,5 до 6 лет появляются социальные навыки и идет усвоение форм поведения в обществе. С учетом этого педагог создает среду для ребенка и подбирает обучающий материал.
Во всем мире Монтессори-классы организованы по единому принципу. Комнаты, в которых они размещаются, делятся на пять зон: практической жизни, сенсорного развития, математическую, языковую и так называемую «космическую» (здесь ребенок получает представление о строении различных объектов окружающего мира, об истории и культуре). В каждой зоне находятся предметы, работая с которыми, дети получают новые знания и навыки, учатся сравнивать и анализировать.
Примечательно то, что весь материал найден экспериментально – Мария Монтессори тщательно отбирала предметы, отвергая те, что не вызвали детского интереса. В результате был создан набор, который применяется повсеместно. Он очень наглядный и позволяет ребенку убеждаться на основе собственного опыта, допустим, в том, что дважды два – четыре.
Функция педагога в Монтессори-классе заключается в том, что он следит за желаниями каждого ребенка и лишь «следует» за ними, ни в коем случае не навязывая свое мнение или свою игру.
По мнению Монтессори, для ребенка в принципе органичен порядок, но он не всегда умеет его организовать. Поэтому в классах незыблемо соблюдается правило: малыш сам берет все, что ему нужно для игры, а затем относит на место. При этом каждый работает на своем коврике или за своим столом, брать чужое или шуметь и мешать товарищам – недопустимо. Это воспитывает в детях аккуратность и уважение к чужому пространству.
Однако у этой системы есть и такие особенности, которые можно назвать недостатками.
Во-первых, в ней практически не уделяется внимания развитию творческих способностей ребенка, его фантазии. Основанная на рациональном способе познания и освоения мира, эта система не оставляет места ни традиционным детским ролевым играм (вроде «дочки-матери»), ни спонтанному художественному творчеству (рисованию). Между тем и то и другое важно для ребенка.
Во-вторых, неоднозначен подход Монтессори к чтению художественной литературы. Согласно ему, читать следует лишь для расширения кругозора и познания реального мира. Эмоциональные проявления вроде сопереживаний героям – то есть того, ради чего создается и читается художественная литература – не упоминаются. При таком подходе есть риск развития эмоциональной незрелости ребенка и отсутствия у него способности к рефлексии.
В-третьих, методика Монтессори изначально сориентирована на применение в группах, и использование ее в домашних условиях затруднено. Ведь для этого требуется создание специальной среды, о которой мы уже знаем, полный комплект Монтессори-материала (а он недешев и занимает много места) и постоянное внимание родителя в роли педагога.
Однако дома можно использовать отдельные элементы и принципы этой методики. Самый популярный материал – рамки Монтессори. Это набор рамок-пластинок с отверстиями разной формы (это могут быть геометрические фигуры или изображения реальных предметов – овощей или фруктов). Занятия с такими рамками учат малыша классифицировать предметы, различать их форму и цвет.
Убежденные сторонники системы считают, что она подходит всем детям, но не всем родителям. Наверное, это не совсем так. Возможно, лучше подумать о других методиках, если твой малыш:
очевидно склонен к проявлению творческих способностей – метод Монтессори будет чужд для него
замкнут и склонен к аутизму – эта склонность может найти свое развитие
шумный и гиперактивный – такой ребенок может вызвать недовольство педагога и «не вписаться» в размеренный и спокойный ритм работы Монтессори-класса.

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More